Познавательное развитие
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется по пяти образовательным областям, прописанным в федеральном государственном стандарте дошкольного образования:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Система работы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» по реализации образовательной области «Познавательное развитие построена в соответствии с задачами, определенными ФГОС дошкольного образования. Воспитательно-образовательная работа по познавательному развитию детей реализуется по направлениям:
-
Формирование элементарных математических представлений.
-
Ребенок и мир природы.
-
Ребенок и мир людей.
Основная
цель
реализации образовательной области «Познавательное развитие» — развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи познавательного развития:
-
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-
формирование познавательных действий, становление сознания;
-
формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
-
развитие воображения и творческой активности;
-
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе. количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и поиске, причинах и следствиях и др.
Педагоги МБДОУ № 186 считают экспериментирование методической системой познавательного развития дошкольников. В своей работе педагоги используют следующие виды экспериментирования:
-
Наблюдения: целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания.
-
Опыты: кратковременные и долгосрочные; демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью); опыт-доказательство и опыт исследование.
-
Поисковая деятельность: как нахождение способа действия.
Познавательное развитие дошкольников включает в себя:
-
развитие мышления, памяти, внимания;
-
различные виды деятельности;
-
вопросы детей;
-
занятие на развитие логического мышления;
-
развивающие игры;
-
развитие любознательности;
-
развитие познавательной мотивации;
-
развитие воображения и творческой активности;
-
формирование специальных способов ориентации;
-
экспериментирование с природным материалом;
-
использование схем, символов, знаков.
Реализация принципа развивающего обучения определяет главной целью всего воспитательно-образовательного процесса полноценное психическое развитие ребенка, развитие его познавательных и художественных способностей. Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира.