Речевое развитие
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется по пяти образовательным областям, прописанным в федеральном государственном стандарте дошкольного образования:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Речевое развитие
Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными
направлениями
работы по развитию речи детей в МБДОУ № 186 являются:
-
Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение).
-
Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения).
-
Воспитание любви и интереса к художественному слову.
-
Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).
-
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).
-
Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний, предложений); словообразование).
Педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» в своей работе по речевому развитию детей придерживаются следующих
принципов
:
-
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
-
принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;
-
принцип развития языкового чутья;
-
принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
-
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
-
принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
-
принцип обеспечения активной речевой практики.
Основными
средствами
развития речи детей педагоги МБДОУ № 186 считают:
-
общение взрослых и детей;
-
культурная языковая среда;
-
обучение родной речи на занятиях;
-
художественная литература;
-
изобразительное искусство, музыка, театр;
-
занятия по другим разделам программы.
В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» педагоги уделяют большое внимание такому направлению работы по речевому развитию как «Воспитание любви и интереса ребенка к художественному слову, знакомству детей с художественной литературой», целью которого является формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг). Задачами воспитания любви и интереса к художественному слову, знакомства детей с художественной литературой являются:
-
вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний;
-
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
-
формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте;
-
развитие литературной речи.
Педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» используют следующие
формы
работы по воспитанию любви и интереса к художественному слову:
-
чтение литературного произведения;
-
рассказ литературного произведения;
-
беседа о прочитанном произведении;
-
обсуждение литературного произведения;
-
инсценировка литературного произведения, театрализованная игра;
-
игра на основе сюжета литературного произведения;
-
продуктивная деятельность по мотивам прочитанного;
-
сочинение по мотивам прочитанного;
-
ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основными принципами работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову являются:
-
ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;
-
в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания. Но и на уровне зрительного ряда;
-
разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской. В процессе реализации проектов создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детских праздников;
-
отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.