Сведения об образовательной организации —Детский Сад №186
  • +7 (473) 246-59-75
Воронеж, Ватутина ул, 2

2

Аннотация к рабочей программе по художественно-эстетическому развитию

 

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

 

Рабочая программа для детей дошкольного возраста от  3 до 7 лет по изодеятельности «Как прекрасен этот мир» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Уставом.

Рабочая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Как прекрасен этот мир» является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы МБДО «Детский сад общеразвивающего вида № 186» (ее вариативная часть).

Рабочая программа для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Как прекрасен этот мир» охватывает образовательную области «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Влияние изобразительной деятельности на общее и творческое развитие ребенка считается общепризнанным в отечественной педагогике и психологии. В исследованиях и методических разработках (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Г.Н. Лабунская, И.А. Саккулина, Е.А. Флерина, П.Б. Халезова и др.) выявлены различные аспекты творчески развивающего потенциала данной дисциплины на разных ступенях дошкольного детства.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста.

Занятия по изодеятельности гармонично входят в общую систему всестороннего развития ребенка и являются неотъемлемой частью общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186».

Рабочая программа педагога дополнительного образования по изодеятельности Кудиновой Надежды Петровны «Как прекрасен этот мир» составлена в соответствии с современными требованиями.

Особенностью программы является использование нетрадиционных техник и способов получения изображений в качестве значимого средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Это дает возможность детям самовыражаться в творческих работах и развивает креативное мышление.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие». Оформление детьми спортивных праздников, развитие мелкой моторики, физкультминутки, тренировка зрения по Базарному, упражнения на релаксацию.

«Художественно-эстетическое развитие». Изготовление пригласительных билетов; моделирование театральных костюмов; создание декораций; использование детских рисунков в оформлении зала к праздникам и занятиям; прослушивание музыки для создания настроения и лучшего понимания образа.

«Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ, работ своих товарищей; обогащение словаря художественными терминами. Подбор и чтение стихов по настроению рассматриваемых работ (репродукции картин великих художников и собственных рисунков).

«Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением и свойствами предметов, объектов.

«Социально-коммуникативное развитие». Формирование гражданской принадлежности к мировому сообществу, патриотических чувств к родной стране, краю. Закрепление навыков творческой деятельности в коллективе, выработка норм поведения. Развитие всех компонентов устной речи дошкольников в различных видах творческой деятельности. Развитие свободного обращения со взрослыми и детьми.

            Важной частью работы по изобразительной деятельности является привлечение в процесс родителей дошкольников. Задача развития творчества дошкольников решается через проникновение в первый круг общения ребенка – его семью. Это может быть просвещение родителей через СМИ, публикация полезных советов на сайте детского сада, оформление буклетов.

            Используются следующие формы работы с родителями:

  • ежедневные выставки детских работ в группах;
  • консультации «Как правильно оформить выставку детских работ  дома», «Культура детской одежды», «Как помочь ребенку увидеть красоту мира», «С ребенком в музей», «Как развить у ребенка творческие способности», «Как  рассматривать картину»;
  • открытая организованная образовательная деятельность;
  • оформление детских конкурсных и коллективных работ в «Творческой мастерской»;
  • конкурсы рисунков и поделок, изготовленных детьми совместно с родителями.

 

Основная цель программы: воспитание художественно-эстетической культуры ребенка, формирование художественно-творческих способностей.

Задачи программы:

  • развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
  • формировать у детей чувственный образ исследуемого предмета, объекта;
  • формировать эстетический вкус, умение не только видеть, но и понимать произведения искусства; способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;
  • формировать умение определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж;
  • формировать умение использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;
  • формировать умение следовать групповым правилам взаимодействия со взрослыми
  • воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Образовательная деятельность по художественному эстетическому развитию способствует развитию активности, самостоятельности и творчеству детей, побуждает их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учит сравнивать предметы, спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали.

Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности в программе соблюдены следующие условия:

  • обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
  • разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных, коллективных композиций), художественных материалов;
  • уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.

Каждая организованная образовательная деятельность заканчивается коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений, чтобы каждый ребенок видел свою работу среди других работ других детей.

Словесные методы и приемы:

  • Беседа. Вызвать интерес, оживить в памяти ранее воспринятый образ, выявить знания ребенка, объяснить, что и как он будет делать. Беседа краткая и эмоциональная. В беседе используются вопросы – наводящие, уточняющие, обобщающие.
  • Художественное слово. Сказка-история, рассказанная от лица персонажа или взрослого, стихотворение, загадка, песня, пословицы, поговорки.
  • Словесная инструкция (монологовая и диалоговая форма) сопровождает наглядный показ способов и приемов деятельности. Ребенок может повторить этапы работы, рассказанные взрослым, это позволяет тренировать память, внимание, формирует умение четко планировать этапы своей деятельности.
  • Советы взрослого, используемые в ходе работы, не превращаются в давление, лишь носят характер наметки, подсказки ребенку.
  • Поощрение – мощное средство мотивации на любом этапе деятельности, которое лучше воспринимается детьми, если звучит из уст игрового персонажа, сразу дается совет, как следует исправить ситуацию, оказывается действенная помощь.
  • Поощрение – мощное средство мотивации на любом этапе деятельности, которое лучше воспринимается детьми, если звучит из уст игрового персонажа, сразу дается совет, как следует исправить ситуацию, оказывается действенная помощь.

Вторая младшая группа (3-4 года)

Младшие дошкольники – это в первую очередь – «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшие условия их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать  в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качества предметов, их использование в рисовании, лепке, аппликации.

Основная задача  занятий по изодеятельности: побуждать и всячески поддерживать у ребенка заинтересованное отношение к изобразительно-пластическим возможностям материалов, а также к самому процессу рисования, лепки, аппликации.

Задачи:

  • развивать интерес к прекрасному в окружающем;
  • формировать умение детей видеть выразительные и сенсорные признаки предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинках, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве;
  • познакомить детей с произведениями русского декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда);
  • оттачивать умение узнавать рисунки полюбившихся художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) в иллюстрациях к детским книгам;
  • формировать умение внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт – цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись;
  • помочь детям эмоционально отзываться на некоторые средства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, выражение с его помощью сезонных состояний природы (холодные, теплые, яркие, контрастные цвета и их оттенки);
  • развивать умение чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, величины, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе, в центре, 1-2 плана);
  • применять в разных видах изобразительной деятельности создание образов и объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения;
  • формировать способность передавать в предметном изображении общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, величине, цвету, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к нему;
  • развивать умение выделять главное пространственным построением, цветом, элементами динамики, 1-2 планами в сюжетном изображении (на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю);
  • освоить умение изображать обобщенный образ предметов;
  • помочь детям изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки (снеговик, неваляшка), используя изображение из пятна обобщенных округлых форм.

В рисовании: развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать  условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

  • отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
  • сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик чаще – кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»);
  • продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
  • продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно- двух- и многоцветные выразительные образы;
  • переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
  • длительность одного занятия – 15 минут.
  • проведение педагогической диагностики – 2 раза в год – сентябрь-май.

 

Средняя группа (4-5 лет)

            Это время активного вхождения детей в образное проживание программного материала, время эстетических открытий, которые делает ребенок, соприкасаясь с предметным миром и ближайшим окружением, время накопления опыта эмоциональных впечатлений и появления первых ростков личностного отношения к миру (сочувствия, сопереживания  живому, стремления помочь и т.д.).

Эмоционально-образное познание осуществляется как в процессе восприятия (созерцания), так и в процессе собственной художественно-творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать у детей устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства и адекватные  эмоционально-ценностные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера (отношение  к положительным и отрицательным проявлениям в поступках сверстников и других людей, а также изображенным в произведениях искусства событиям и образам; проявления симпатии и антипатии, правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному; веселому и грустному и другим общечеловеческим проявлениям);
  • формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира (видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов);
  • развивать художественное восприятие произведений искусства, чувство цвета, его гармонии, яркости и мягкости, контрастности, теплоты и холодности, ритма, чередования элементов, симметрии, формы;
  • продолжать формирование навыков и умений творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности;
  • воспитывать любовь к природе, родным людям, своей малой Родине – городу Воронежу.

В декоративно-прикладном искусстве: знакомиться с декоративно-оформительским искусством, искусством красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр (педагог обращает внимание детей на обобщенный характер декоративных образов, их яркость, нарядность, узорчатость, что создает радостное настроение, украшает быт); узнавать некоторые виды русского народного декоративно-прикладного искусства; игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, вятская, тверская), дерева (богородская, семеновская, мезенская, архангельские птицы из щепы), предметы из резной березы: короба, шкатулки (архангельские, шамоготские), роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово), кружево (вологодское); вышивку (владимирский шов и др.), роспись посуды (новгородская, псковская. Вятская); уметь нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, вазу и др.), геометрическую, обозначаемую предметно, с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора, в лепке – путем налепов и узора стекой.

В графике: приобретать знания об особенностях книжной графики (сопровождение текста, раскрытие характера героев и украшение книги); осознавать ценность каждой книги и необходимость бережного отношения к ней; видеть выразительность изображаемых образов, узнавать их, соотнося с определенным текстом; понимать некоторые особенности рисунка, средств выразительности графики, изобразительную манеру художников: Кочергина Н., Юфы Т., Мавриной Т., Митурича М. и др.; знать значение иллюстрации и кто ее создает; правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты).

В живописи: знать, что художественные картинки относятся к искусству живописи, видеть ее отличие от графики, эмоционально откликаться на образное содержание, сопереживать настроению художественных образов; различать жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта), пейзаж (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской), портрет (детский, женский, мужской. Автопортрет, разные по композиции: только лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз, разные по колориту, передающие разные эмоциональные состояния), жанровая живопись, ее виды (О детях, животных, спорте, сказочный жанр); ориентироваться в некоторых средствах выразительности, понимать, для чего они используются; проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки); составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон – из синего и желтого), разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (например, гуашь и цветовые мелки, уголь).

            Длительность одного занятия – 20 минут.

            Проведение педагогической диагностики два раза в год: сентябрь – май.

Старшая группа (6-7 лет)

Большое значение в этом году придается развитию наблюдательности. Это основа творческого осмысления ребенком окружающего мира и вместе с тем важнейший навык, развитие которого формирует активностью восприятия. А также способность к переживанию и сопереживанию, умелость руки в деятельности изображения, украшения, постройки. Большинство занятий проводится в сказочно-игровой форме, позволяющей ребенку вжиться в образ, почувствовать его как бы изнутри. Особое место занимает коллективная форма работы, что предполагает сотворчество детей и педагога. Складываются оценочные суждения ребенка.

Задачи:

 

В декоративно-прикладном искусстве:

  • продолжить знакомить с разнообразными произведениями как русского народного, так и прикладного искусства других народов (Украины. Белоруссии, Татарстана и др.). Они уже понимают назначение и особенности этого, видят его связь с народным бытом, природой, культурой, традициями и обычаями;
  • рассказать о видах прикладного искусства, его объектах, образах и декоре. Это игрушка из глины (наряду с дымковской, каргопольской, филимоновской и др.); дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха, кружево, вышивка из разных областей России, Украины, ткачество и ковроткачество разных республик, плетение, аппликация, оригами, чеканка.

В декоративно-оформительском искусстве:

  • знакомить с назначением искусства, его особенностями;
  • помогать осваивать навыки оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок своих работ;
  • с помощью взрослого готовить костюмы, декорации к театрализованным представлениям и праздникам, оформлять свою группу, зал, участок детского сада.

В графике:

  • знакомить с графикой, ее видами (книжная, прикладная, станковая, или эстамп, плакат), средствами выразительности; знакомить с книжной графикой, объяснять, что назначение иллюстрации – сопровождать литературный текст;
  • понимать особенности языка, специфику труда художника-иллюстратора книги, творческую манеру некоторых иллюстраторов;
  • подводить к пониманию того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения;
  • знакомить с индивидуальной манерой творчества художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др.;
  • помогать детям создавать собственные иллюстрации к сказкам, рассказам и другим произведениям; знакомить со станковой и прикладной графикой, плакатами.

В живописи: закреплять и углублять представления детей о жанрах живописи.

В натюрморте: изображать предметы одного порядка (смешанный, сюжетный натюрморт как часть других жанров живописи).

В пейзаже: изображать ландшафты (природа и разные сезоны и в разное время суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных;  городской, архитектурный, морской, водный, индустриальный, горный, космический пейзажи).

В портрете: разбираться в автопортрете, детском портрете, парадном, семейном, социальном, историческом и др. (дети поводятся к пониманию того, что следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику).

В жанровой живописи: изображать сюжеты сказок, былин, батальной живописи (детей подводят к пониманию социального смысла произведения через многообразные связи как по содержанию, так и средствам выразительности).

В художественной деятельности: развивать детское творчество, самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве;

Продолжать работу над освоением детьми способов изображения, украшения, постройки, над качеством изобразительных и технических навыков и умений.

Длительность одного занятия – 25 мину.

Проведение педагогической диагностики – 1 раз в год (май).

 

Подготовительная группа (7-8 лет)

            В это период начинает складываться личность, активное развитие самостоятельности. Высшей формой самостоятельности является творчество.

Задачи:

 

В декоративно-прикладном искусстве:

  • продолжать знакомить с разнообразными произведениями как русского народного, так и прикладного искусства других народов. Они уже понимают назначение и особенности этого, видят связь с народным бытом, природой, культурой, традициями и обычаями;
  • рассказать о видах прикладного искусства, его объектах, образах и декоре. Это игрушка из глины (наряду с дымковской, каргапольской, филимоновской и др.);  дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба Гордца, Хохломы, Палеха, кружево, вышивка разных областей России, ткачество, ковроткачество, плетение, аппликация, оригами, чеканка.

В декоративно-оформительском искусстве:

  • знакомить с назначением искусства, его особенностями;
  • помогать осваивать навыки оформления поздравительных открыток, составления  букетов, оформления выставок своих работ;
  • с помощью взрослого готовить костюмы, декорации к театрализованным представлениям и праздникам, оформлять свою группу, зал, участок детского сада.

В графике:

  • знакомить с графикой, ее видами (книжная, прикладная, станковая или эстамп, плакат), средствами выразительности;
  • знакомить с книжной графикой, объяснять, что назначение иллюстрации – сопровождать литературный текст;
  • понимать особенности языка, специфику труда художника-иллюстратора книги, творческую манеру некоторых иллюстраторов;
  • подводить к пониманию того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения;
  • знакомить с индивидуальной манерой творчества художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др.;
  • помогать детям создавать собственные иллюстрации к сказкам, рассказам и другим произведениям; знакомить со станковой и прикладной графикой, плакатами.

В живописи: закреплять и углублять представления детей о жанрах живописи.

В натюрморте: изображать предметы одного порядка (смешанный, сюжетный натюрморт как часть  других жанров живописи).

В пейзаже: изображать ландшафты (природа в разные сезоны и в разное время суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской. Архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный, космический пейзажи).

В портрете: разбираться в автопортрете, детском портрете, парадном, семейном, социальном, историческом и др. (детей подводят к пониманию того, что следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику).

В жанровой живописи: изображать сюжеты сказок, былин, батальной живописи (детей подводят к пониманию социального смысла произведения через многообразные связи как по содержанию, так и средствам выразительности).

В художественной деятельности:

  • развивать детское творчество, самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве;
  • продолжать работу над освоением детьми способов изображения, украшения постройки, над качеством изобразительных и технических навыков и умений.

Длительность одного занятия – 30 минут.

Проведение педагогической диагностики – 2 раза в год (сентябрь – май).

 

Используемая литература:

 

  1. Копцева Т.А. «Природа и художник». – М.,: Сфера, 2001.
  2. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства». – М.: Просвещение, 2011.
  3. Кожохина С.К. «Путешествие в море искусства». – М.; Сфера, 2002.
  4. Горяева Н.А. «Маленький художник» (3-4 года). М.; Просвещение, 2011.
  5. Горяева Н.А. «Маленький художник» (5-6 лет). М.: Просвещение, 2011.
  6. Величко Н. Росписи. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  7. Казакова Т.Г. Развивайте у детей творчество. М., 1985.
  8. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1991.
  10. Гульянц Э.К. Базик И.Л. Что можно сделать из природного материала. М., 1991.
  11. Грек В.А. Рисуй штрихом. Минск, 1992.
  12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка. М.,  2001.
  13. Курочкина Н.Л. Знакомство с пейзажной живописью. С.-П., 2000, Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. С.П., 2003.
  14. Пантелеева Л.В. «Музей и дети».
  15. Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт» (5-8 лет), «Цветные пейзажи» (3-8 лет).
  16. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом;  Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – С Детство-Пресс, 2003.
  17. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество»/Комарова Т.С. Антонова/ Зацепина М.Б. – М., 2002.
  18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя. Старшая группы). – М.: 2001. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., - 1987.
  19. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
  20. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: АО Столетие, 1994.
  21. Комарова Т.С.,  Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  22. Миловскиц А. Добрый единорог. М.: Детская литература, 1986.
  23. Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. В.: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.
  24. Парках М.А. Уроки изобразительного искусства. (Курс развивающих занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
  25. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. – СПб, Детство-Пресс, 1999.
  26. Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1978.
  27. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. – М., 1947.
  28. Васина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой на ладошке. – М., ЛинкаПресс, 1997.
  29. Выготский Д.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.
  30. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников./ О.В. Дыбина. – М: Сфера, 2001.
  31. Чудестные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. /З.А. Богатеева. – М.; Просвещение, 1992.
  32. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве – М.,: Просвещение, 2004.
  33. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях) – М.: Развитие, 2005.
  34. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.МИПКРО. 2001.
  35. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. – М.: Педагогическое общество России, 2004.